Фильмы, которые так и не получили свой «Оскар» - 12 разгневанных мужчин и Полуночный экспресс


ОСКАР 1957

12 разгневанных мужчин

С рукой на сердце скажем что «Мост через реку Квай», который получил в 1958 году целых семь статуэток, историческое во всех смыслах кино. Одиннадцатая лента Дэвида Лина, уже признанного мастера, однозначно должна побеждать в букмекерских конторах. Кинопремия еще раз доказала свою симптоматичность. Еще не зная слов «хайп» и «кликбейт», она сделала ставки на социальную значимость ленты. В 2010-х же «Мост через реку Квай» остается фильмом категории «лучший мем о любимых фильмах твоего отца».

С другой стороны стола сидят «Двенадцать разгневанных мужчин», которые должны были получить награду, несмотря на все предрассудки премии и сантименты академиков о героизации США во Второй мировой. Через четыре года эти же люди этими же руками дают главную награду тому же Дэвиду Лину за «Лоуренса Аравийского». И пусть оба фильма ломают датчики теста Бекдел, работа Сидни Люмета заслуживает «Оскара» значительно больше. Во-первых, за своеобразный характер ленты, который балансирует на грани пьесы, радиоспектакля и пантомимы. Во-вторых, за универсальный месседж, который и по сей день фанаты и ленивые копирайтеры транслируют в подборки вроде «100 фильмов, которые вы должны посмотреть перед смертью». В-третьих, из-за лучший актерский перформанс в карьере Генри Фонда. Последний своего позолоченного человечка подержал в руках скорее в виде извинения за роль в фильме «На золотом озере», которую, как и сам фильм, уже никто не вспомнит. И в-четвертых, за один из самых сильных режиссерских дебютов на церемонии.


ОСКАР 1978

Полуночный экспресс

Молодой американец Билли Хейс в 1970 году крайне неудачно для себя попытался перевезти в своем теле в США из Турции гашиш. Хейса был арестован и помещен в тюрьму Самалджилар в Стамбуле, откуда он через три года совершил побег. В «Полуночном экспрессе» ни сценарист Оливер Стоун, ни режиссер Алан Паркер не соблюдают дословно мемуары Хейса, написанных по горячим следам. И без этой мрачной истории режиссер максимально сгущает краски до полного ощущения безысходности и ужаса. Впрочем, главный герой ленты не является чисто положительным, уровень эмпатии к нему слишком быстро меняется.

Главный герой на самом деле не является жертвой несправедливого правосудия, однако турецкая тюрьма в фильме выглядит настоящим адом, куда принципиально не стоит попадать никому здравомыслящему. Провокационная (если не сказать, ксенофобская) тональность картины ярко демонстрирует дегуманизации не только отдельной личности, но и буквально всех, кто окружает Билли в тюрьме. Это позволило сильнее укоренить «Полуночный экспресс» в политическую реальность Америки семидесятых - периода от Никсона до Картера. Хейс был разменной монетой в дипломатических играх США и Турции, в то же время, как его пребывания в тюрьме становилось все более невыносимым. «Полуночный экспресс» - политическое, возмутительное кино, в котором даже тривиальный гуманистический месседж о цене свободы не размывается, поскольку герой ленты даже становится убийцей. Ради своего выживания, конечно. Ведь эта система ломает всех без исключения, ведь нельзя в тех или иных ситуациях быть виновным лишь наполовину. Топ лучшие автоматы на деньги онлайн.