Краски в тампопечати

Журнал “PRINT+”, 2006 г.

Для успешного выполнения работ методом тампопечати необходимо знать принципы наложения тампонной краски на запечатываемое изделие, виды применяемых красок и особенности их смешивания. Без таких знаний невозможно достичь удовлетворительного качества печати изображений. О разновидности тампонных красок и о некоторых их печатных свойствах пойдет речь в данной статье.      

Особо критичная характеристи­ка тампонной краски - быст­рое испарение растворителей из слоя краски при ее нанесении на за­печатываемое изделие. С одной сторо­ны, это позволяет быстро и качественно I наносить один слой краски за другим при печати многокрасочных изделий, а | также обеспечивает удовлетворитель­ную краскопередачу тампоном при забо­ре краски с углубленных печатных эле­ментов клише. Недостатки тампонных красок - невозможность достичь тол­стого красочного слоя (как при трафа­ретной печати), а также необходимость постоянно следить за поддержанием технологических свойств чернил в рабо­чих пределах, поскольку растворитель, входящий в состав тампонной краски, имеет свойство быстро улетучиваться.

Иногда тампопечатным способом на­носят необычные изображения: способ­ные проводить электричество, предна­значенные для хранения информации, записанной магнитным методом, либо просто невидимые.

Как правило, в состав тампонной краски входят следующие компоненты: смолы (до 20% от общего состава крас­ки), пигменты (до 17%), растворители (до 60%) и различные добавки в незна­чительном количестве.

Смола в краске предназначена для окончательного формирования слоя кра­ски на запечатываемом изделии и явля­ется носителем пигмента. Обычно смолы включают в себя хлорид поливинила, ал-киды, полиэстер и эпоксидную смолу. Растворители позволяют смеси пигмента со смолой надежно закрепиться на по­верхности запечатываемого изделия. Быстро испаряющиеся растворители должны надежно передавать краску на запечатываемую поверхность, причем с возможностью печати полноцветных изображений по принципу «сырое по сы­рому». Химический состав растворителя и его количество зависят от вида смолы и пигмента, используемых в краске. В большинстве случаев состав растворите­ля также зависит от материала поверх­ности запечатываемого изделия. Для различных тампонных красок невозмож­но подобрать растворитель, который при­давал бы краске все необходимые техно­логические свойства, поэтому часто ис­пользуют смесь, состоящую из несколь­ких растворителей.

Скорость высыхания и закрепления чернил зависит от того, печатается ли одноцветная работа либо осуществляет­ся нанесение полноцветного изображе­ния методом «сырое по сырому». В по­следнем случае для наложения краски следует использовать самый быстроиспаряющийся растворитель, для второй, третьей и последующих красок можно использовать растворители с уменьшаю­щейся скоростью испарения.

Прочие незначительные добавки в краску являются пластификаторами и поверхностно-активными веществами, которые позволяют улучшить пластич­ность краски, ее текучесть, стабильность пигмента и прочие характеристики. Эти добавки особенно важны для специаль­ных заказов.

 

ТИПЫ КРАСОК

На сегодняшний день известны шесть типов красок для тампопечати:

•      с закреплением на основе легкоиспаряющихся растворителей;

•      с закреплением на основе окисления;

•      с закреплением благодаря катализа­тору;

•      с закреплением под воздействием теплового излучения;

•      ультрафиолетовые;

•      для керамики и стекла.

 

Краски на основе легкоиспаряющих-ся растворителей наиболее распростра­нены. Однако для печати на негигроско­пических поверхностях их следует при­менять осторожно. Они могут обеспечить как матовый, так и глянцевый эффект. Неплохой способ проверить, подходит ли тампонная краска на основе данного рас­творителя для запечатывания поверхнос­ти, - это отдельно нанести данный рас­творитель тонким слоем на запечатыва­емое изделие. Если растворитель испа­рится в течение небольшого времени, то и краска закрепится очень быстро.

В красках, закрепляющихся благода­ря окислению, смола поглощает кисло­род из атмосферы, то есть благодаря процессу полимеризации образуется жесткий и гибкий слой краски, устойчи­вый к воздействию окружающей среды. Такие краски из-за медленного высыха­ния применяются не очень широко, но зато прекрасно запечатывают металли­ческие и стеклянные поверхности.

Краски с полимеризацией на основе катализатора также содержат смолы, чувствительные к полимеризации под воздействием данного катализатора. Од­нако срок их годности ограничен из-за того, что катализатор добавляют в со­став краски непосредственно перед на­чалом печати.

Такие краски применяются для де­корирования проблемных поверхнос­тей, например металлических или стек­лянных. Их хорошо применять для на­несения изображений, к которым предъявляются повышенные требова­ния по химической устойчивости и ус­тойчивости к истиранию. Но катализа­тор в основной раствор краски следует добавлять осторожно, четко следуя ин­струкциям изготовителя. Малейшее на­рушение пропорций может привести к непредсказуемым результатам при пе­чати. Поэтому для точного добавления катализатора необходимо пользоваться электронными весами.

Другая особенность печати краска­ми с полимеризацией на основе ката­лизатора состоит в том, что до полного закрепления температура нанесенного слоя краски должна быть не ниже 15°С. Если температура все-таки ниже, то нанесенная краска не закрепляется. Даже если краска и высохла, ее слой неустойчив к внешним агрессивным воздействиям. Если температура кра­сочного слоя составляет 20°С, то на его закрепление уходит 5 дней, а если 100°С - 10 минут. Эта информация на­печатана на листе с техническими ха­рактеристиками краски, но часто печат­ник просто не утруждает себя знаком­ством с документом.

Для надежного закрепления красок под воздействием тепла нужны некото­рое время и определенные температур­ные условия. Время закрепления краски обратно пропорционально температуре сушки: чем она выше, тем меньше вре­мя. Преимущество чернил этого типа - эластичность слоя краски. Однако для того чтобы получить гибкий слой краски, нужно использовать более низкие тем­пературы сушки, чем обычно, иначе он будет разрушаться.

Термопластические краски для стек­ла и керамики также широко использу­ются в тампопечати. При обычной темпе­ратуре эта краска пребывает в твердом состоянии, подобно воску свечи.

 

Предварительная обработка запечатываемого материала

Пенопласт и поливинил являются хо­рошими материалами для тампонной пе­чати. А полипропилен или полиэтилен в их естественном состоянии запечатать невозможно - их нужно предварительно обработать одним из четырех методов, рассмотренных ниже.

Увлажнение запечатываемой по­верхности в качестве метода подготов­ки изделия к печати нежелательно. Оно подходит только для небольшого числа пластмасс и неудобно для применения. Увлажнять изделие можно только пу­тем распыления жидкости либо погру­жения в жидкость изделия, но не нане­сением жидкости с помощью валика, ватного тампона и т.д. Увлажнение рас­пылением необходимо проводить с осо­бой осторожностью, так как печатник не должен вдыхать пары распыленной жидкости, а сама она не должна по­пасть на кожу.

Коронный разряд образуется двумя электродами, один из которых располо­жен над поверхностью материала, вто­рой - под материалом. Поверхность за­печатываемого материала между элек­тродами ионизируется. Но при этом нужно следить, чтобы расстояние меж­ду электродами оставалось неизмен­ным. Расстояние это невелико, и лучше всего подготавливать к печати пленоч­ные материалы. Типография может располагать собственным устройством для производства коронного разряда либо покупать предварительно ионизи­рованные материалы у третьих лиц.

Сложные системы создания корон­ного разряда ионизируют трехмерные предметы. Однако такая ионизация проводится качественно в том случае, если предмет имеет ровную поверх­ность без трещин и впадин. В против­ном случае основная часть коронного разряда попадет именно в эти углубле­ния. Другой метод обработки трехмер­ного изделия коронным разрядом - его помещение в специальную камеру. В этом случае коронным разрядом можно обрабатывать предмет любой формы. Использование коронных разрядов для предварительной подготовки к печати трехмерных изделий - дорогое удо­вольствие, поэтому его применение экономически целесообразно только для массовых партий изделий.

Обработка струей пламени - наибо­лее эффективный и широко распро­страненный метод подготовки поверх­ности материала к тампонной печати. Пламенем можно обрабатывать непо­средственно в типографии, но можно и покупать изделия, предварительно об­работанные пламенем, у третьего ли­ца. При аккуратном управлении пламя с высокой точностью позволяет обра­батывать самые труднодоступные мес­та на запечатываемом изделии. Для предварительной обработки поверхно­сти изделия пламенем используют га­зовую смесь, состоящую из воздуха и бутана, пропана либо метана. Пламя должно окислять поверхность изделия и быть синего цвета.

Хотя принцип работы газовой горел­ки достаточно прост, для регулярного и длительного использования рекоменду­ются специальные горелки с системой контроля пламени. Они оснащены кла­панами контроля давления подачи газа и воздуха, то есть позволяют избежать ко­лебаний давления в системе подачи, чтобы состав газовой смеси всегда под­держивался на оптимальном уровне. Также важна форма газовой форсунки. Двойные ряды форсунок дают более ус­тойчивую форму пламени и улучшают его характеристики.

Обработка поверхности изделия хо­лодно-газовой плазмой - довольно эф­фективный способ подготовки полиме­ров для выполнения высококачественной печати. Порой это единственное реше­ние, хотя существует и недостаток - рас­ходы на покупку соответствующего обо­рудования. Однако есть фирмы, готовые за определенное вознаграждение взять на себя заботы, связанные с предвари­тельной холодно-газовой плазменной обработкой поверхности материала.

Естественно, после предварительной обработки материала необходимо прове­рить, достаточно ли обработана поверх­ность для надежного закрепления там­понной краски. Эта проверка заключает­ся в нанесении слоя специальной жидко­сти, которая, подобно краске, обладает определенной адгезией. Следует сле­дить за поведением жидкости, нанесен­ной на поверхность изделия. Если жид­кость растекается равномерным слоем, то поверхность обработана достаточно. Если же жидкость не растекается, а сби­вается в капли, то эта поверхность для нанесения тампонной краски обработана недостаточно.

Жидкость для проверки степени предварительной обработки поверхности продается любым поставщиком тампонных красок. Однако можно воспользо­ваться и «народными» методами провер­ки. Например, если обдать подготовленное изделие струей воды, оно будет вы­глядеть равномерно намокнувшим, тогда как на плохо обработанном изделии вода соберется капельками. Другой метод -нарисовать на поверхности запечатывае­мого изделия линию шариковой ручкой и наклеить поверх полоску скотча. Затем скотч нужно отодрать от поверхности из­делия. Если оно обработано, то след от ручки останется на изделии. Надежность подобных методов проверки весьма от­носительна, и к ним нужно относиться с известной долей скепсиса.

 

Свойства затвердевшего красочного слоя

Одна из главных характеристик гото­вого красочного слоя - его цвет. Как правило, цвет определяется заказчиком согласно эталонному образцу или по ссылке на стандартную цифровую специ­фикацию. Нужно помнить, что слой кра­ски на поверхности изделия очень тонок и цвет самого изделия очень влияет на окончательный цвет наносимой краски. К тому же оттенок краски может изменять­ся в зависимости от условий освещения, и это также нужно проверять экспери­ментальным путем.

Также следует испытывать слой крас­ки на истирание. Это еще одна из важных характеристик нанесенного слоя. Кроме того, слой тампонной краски нужно про­верять на химическую стойкость. Ни один из типов краски (кроме предназначенных для печати на керамике) не устойчив к воздействию влаги и моющих средств. А особо агрессивная среда воздействия - тающий снег, который содержит целый букет химикатов. Поэтому прежде чем наносить краску, выясните у заказчика, какие внешние факторы будут воздей­ствовать на изделие.

По материалам сайта

www. padprini. net

и других интернет-ресурсов


Читайте также:


  Тиснение "горячее" и не только...

  Несколько слов о тампонной печати

  О наиболее популярных рекламных сувенирах

  Проблемы, которые возникают во время тампопечати (взгляд эксперта)

  О значении корпоративной атрибутики

  О преимуществах рекламно-сувенирной продукции

  Как сделать свое дело высокоприбыльным