Тиснение

Тиснение "горячее" и не только...

Технология горячего тиснения, применявшаяся издревле, активно используется, и по сей день. При чем, сейчас этот способ нанесения нашел свое применение как в рекламно-сувенирном бизнесе, так и в других отраслях человеческой деятельности. К этому эффектному декоративному приему сегодня обращаются очень часто, поскольку он может придать обычным изделиям не­повторимый индивидуальный вид при достаточно небольших материальных затратах.

 

Определимся с понятиями

Вообще, тиснение - это процесс нанесения изображения давлением с помощью штампа (клише) либо холодного, либо разогретого до определенной температуры, часто с дополнительным использованием специальной фольги или краски. 

Горячее тиснение используется в основном для персонализации сувенирной продукции, нанесения логотипа на изделия из кожи, кожзаменителя, ткани, бумаги, картона, дерева, пленки и пластика. Горячее тиснение применимо для ежедневников, планнингов, визитниц, записных книжек, открыток, этикеток, переплетов дорогих изданий и так далее.

Спектр применения горячего тиснения очень широкий. С его помощью тиснят верх обуви, нумеруют артикулы галантерейных товаров (для этого есть специальные станки-автонумераторы с нагревательными нумерирующими оснастками), декорируют деревянные и пластиковые профили, даже кожу для салонов некоторых автомобилей перед обтяжкой тиснят конгревом для установки лого производителя.

Преимущества и недостатки

Горячее тиснение имеет, как и каждый вид нанесения, свои плюсы и минусы. Преимуществом этой технологии является то, что она может передать металлический блеск, придать логотипу рельеф, причём как вогнутый, так и выпуклый, существенно изменить внешний вид изделия.

Правда, горячее тиснение не дает возможности печатать полноцветные изображения, передавать полутона и оттенки и отображать плавные переходы цветов. К тому же при тиснении очень мелкие детали и тонкие линии могут плохо воспроизводиться.

Горячее тиснение может быть плоским с использованием фольги - или объемным. При этом объемное тиснение может быть вдавленным, то есть ниже уровня носителя, и выпуклым.

 

Тиснение фольгой

Конгревное (рельефное) тиснение – это тиснение по бумаге, картону, пластику, при котором на самом материале получается рельефное изображение. Выполняется при помощи выпуклого штампа (пуансон) и вогнутого контрштампа (матрица). Этот вид работ может выполняться как с нагревом, так и без него; выбор рабочей температуры определяется многими факторами: усилием, фактурой и толщиной материала, направлением его порезки, макетом, а также пожеланиями заказчика.

 

Клише

Материал и тип клише зависит от носителя, тиража и вида тиснения. Технологии, применяемые в производстве клише, весьма разнообразны.

Клише крепится на плиту станка и нагревается до нужной температуры. Если при тиснении используется фольга, клише разогревают до 105–120 градусов. Когда выполняют конгревное тиснение, температура плиты может колебаться от комнатной до 150 градусов, в зависимости от формы оттиска и желаемого результата. Выбор режима нагрева клише при блинтовом тиснении определяется материалом, из которого изготовлено запечатываемое изделие. Качество отпечатка, кроме температуры, определяют еще несколько факторов: усилие давления, время контакта клише с материалом и др.

Наиболее простой и дешевой является форма для тиснения, выполненная из фотополимера. Полимер может иметь толщину от 1 мм до 1,75 мм. Тиражестойкость формы из фотополимера невелика – от 100 до 2000 оттисков, в зависимости от рисунка и материала. Повторное использование полимерного клише не гарантирует качества, т.к. проблематично аккуратное отделение его от плиты. 

Изготовление цинкового клише (цинкография). На лист цинка наносится фотослой, затем происходит экспонирование через негатив, затем – травление кислотой. Тиражестойкость цинкового клише составляет несколько тысяч оттисков. Повторное использование такой формы допустимо в случае аккуратного отделения ее от плиты и бережного хранения. Цена сопоставима с фотополимером.

Изготовление цинкового клише (цинкография). На лист цинка наносится фотослой, затем происходит экспонирование через негатив, затем – травление кислотой. Тиражестойкость цинкового клише составляет несколько тысяч оттисков. Повторное использование такой формы допустимо в случае аккуратного отделения ее от плиты и бережного хранения. Цена сопоставима с фотополимером.

Клише для получения наиболее качественных отпечатков с подробной проработкой деталей изготавливают из латуни или других металлов, путем механической обработки на специальных станках-граверах. Глубина рельефа при такой обработке определяется задачей, при этом клише для блинтового и конгревного тиснения может быть трехмерным. После окончания автоматической обработки, для получения высокохудожественных клише с тонкой проработкой, может быть произведена ручная доводка. Тиражестойкость, в этом случае, зависит от твердости металла и может быть практически неограниченной.

 

Проблемы которые могут возникнуть при тиснении

Основной причиной некачественно выполненного тиснения является спешка. Если заказчик торопит исполнителя, или исполнитель торопится сдать работу (для получения вознаграждения или выполнения другого заказа), всегда возникают какие-то ошибки. В большинстве случаев, их удаётся исправить ещё в процессе работы, но не всегда.

В любом производстве нельзя не учитывать человеческий фактор: люди есть люди, и не допускает ошибок тот, кто ничего не делает. Поэтому брак чаще всего возникает по причинам невнимательности. Допустим, заказчик выбрал материал, на котором слишком тонкие линии будут выглядеть размыто (на некоторых видах кожзамените­ля, например). Менеджер не учел этого момента, принял этот заказ, а потом на производстве возникают проблемы из-за того, что выполнить заказ качественно очень сложно".

Рассмотрим несколько примеров возникновения брака при фольгированном тиснении.

Вообще, качественное тиснение фольгой должно иметь следующие характеристики: проработка всех линий, четкие контуры оттиска, отсутствие продавленное™ на обороте бумаги. Почему же качество тиснения не всегда отвечает этим требованиям?

Например, нечеткое тиснение по краям может возникать при неправильно выставленной температуре или слишком высоком давлении.

Непропечатывание фольги по краям оттисков возникает в результате того, что фольга была преждевременно отделена от носителя. Для того чтобы устранить этот брак, необходимо увеличить давление в непропечатанных местах.

Иногда фольга может осыпаться. Это объясняется тем, что она не соответствует используемому материалу по техническим характеристикам (например, слишком мягкая фольга). В этом случае надо выбрать более подходящий тип фольги.

Это лишь некоторые примеры проблем, возникающих в процессе горячего тиснения фольгой. Все они появляются в основном из-за недостатка знаний тонкостей технологии или просто по ошибке.

Чтобы таких проблем не возникало, многие моменты нужно учитывать еще при разработке макета под тиснение. Например, нужно знать, что фольга будет целиком заполнять протисненные углубления и линии и, в результате, будут выглядеть немного толще, чем на макете.

Некоторые вещи должен также учитывать сам клиент при подготовке макета. То есть, по сути дела, грамотный заказчик принимает активное участие в процессе производства. Он интересуется параметрами при создании макета, следит за качеством печати, работает с дизайнером, если это необходимо.

Кроме того, заказчику стоит знать, что качество тиснения очень часто зависит от стоимости материала, то есть, на дорогом материале качество тиснения выше.


Читайте также:

 

  Несколько слов о тампонной печати

  Краски в тампопечати

  О наиболее популярных рекламных сувенирах

  Проблемы, которые возникают во время тампопечати (взгляд эксперта)

  О значении корпоративной атрибутики

  О преимуществах рекламно-сувенирной продукции

  Как сделать свое дело высокоприбыльным